Ксюша, как и
любой здоровый ребенок, нуждается в общении со сверстниками. Но когда человек
ограничен и не может самостоятельно ходить, он чаще всего сидит дома один. Поэтому
с ранних лет я стараюсь найти Ксюше друзей, которые бы с удовольствием
приходили к нам в гости и стараюсь создать для этого подходящие условия. Что
имею ввиду? Начну с самого начала. Мы
переехали в свой дом в конце 2001 года, Ксюше было два с половиной года и когда
мы вышли гулять на улицу к нам подошли девочки, они были постарше Ксюши , они
познакомились с нами и попросили по катать Ксюшу на коляске и погулять с ней.
Мне было как то страшновато доверять им ребенка, но я разрешила, а сама пошла
рядом и так несколько раз. Потом я увидела, что девочки хорошо справляются с
коляской и постепенно стала разрешать гулять самостоятельно.
Я стала приглашать
их в гости и они с удовольствием приходили, в каникулы они проводили у нас
целые дни, я кормила их и следила чтобы все было хорошо. Но муж начал
возмущаться: «Что за столовую ты тут устроила, почему они у нас тут чуть ли не
целыми днями пропадают?» На что я ответила: «Что он должен быть им благодарен,
за то что они приходят и играют с Ксюшей, гуляют с ней, учат играть ее в
различные игры, вместе с ними она развивается и учится общаться с детьми! А
супа для них мне не жалко!» Дима
согласился с моими доводами и успокоился. Я старалась создавать различные
условия для совместных игр, покупала интересные игры и игрушки, делала из
большой коробки домик, вырезала в нем окна, двери, наклеивала обои, чтобы как
настоящий был, потом из домика мы делали магазин, я печатала на компьютере
вывеску с режимом работы, деньги, ценники и т.д. Летом во дворе дома мы установили
надувной бассейн, чтобы девочки могли покупаться, из огромного колеса муж
сделал песочницу, мы поставили им палатку, чтобы они могли там играть.
А перед
домом на поляне зимой мы строили горку, чтобы можно было всем вместе кататься с
горы, девочки с удовольствием нам помогали, а потом мы заказали и установили
металлическую горку, на ней можно кататься и летом и зимой. Не далеко от нашего
дома закрыли детский сад и мы нашли и
привезли на нашу площадку перед домом две качели, одна обычная, другая качалка.
И дети могли и покачаться и покататься. В общем мы делали все для того чтобы им
было вместе интересно проводить время. Девочки очень хорошо между собой дружили
целых 4 года, но в один момент они выросли. У них появились другие интересы и
Ксюша осталась одна! Ей очень не хватало общения, она не понимала, почему ее
подружки к ней больше не приходят. Я стала больше времени проводить с Ксюшей и
гулять с ней. Но ее это не очень то устраивало. На нашей улице, не далеко от
дома живет девочка Юля Лозовицкая, мы были совсем не много с ней знакомы, и я
предложила Ксюше, когда она каталась на велосипеде, поехать к Юле и позвать ее
покататься на велосипедах и погулять. Так мы и сделали! Эта первая прогулка
через какое то время переросла в крепкую дружбу, сейчас Юля- самая лучшая и
любимая Ксюшина подружка, они дружат уже 7 лет.
Что еще я
делаю для того чтобы у Ксюши не было дефицита общения: во первых школа, в школе
она не только учится, но и общается со своими одноклассниками и они тоже иногда
приходят к нам в гости.
Во вторых кружки дополнительного образования. Ксюша
очень любит ездить в театральную студию потому, что там она с ребятами очень
хорошо общается, она нашла друзей, с
которыми мы вместе ходим в Пиццерию, в кино и театр, ездим на природу, они
приезжают к нам в гости. В третьих: мы всегда когда куда-нибудь едем , не важно
куда, в кино, театр, на природу, мы всегда с собой зовем Ксюшиных друзей или
одноклассников. Потому что именно в таком не формальном общении дети находят
общие интересы и темы для разговоров и начинают дружить. Я стараюсь давать им самостоятельно
помогать Ксюше, катать ее на коляске, где то поддержать ее или что то ей
принести, для того чтобы они не боялись и умели помогать людям, нуждающимся в
помощи.
Последние
годы Ксюше все больше хочется общаться со здоровыми детьми, а не с детьми с ограниченными
возможностями. Она мне этого не говорит,
но я это чувствую, конечно со здоровыми детьми общаться проще т.к. они могут
все, а у ее особых друзей есть ограничения, кто то не может достаточно хорошо
владеть руками, у кого проблемы с речью, у кого то снижен интеллект и порой
бывает трудно найти какое то общее интересное для всех занятие, но я стараюсь
объяснять Ксюше: « Нельзя бросать своих друзей, если ты не будешь с ними
дружить, то кто будет? И потом могут и с тобой так же поступить здоровые дети,
не будут с тобой дружить, потому что ты не можешь сама ходить!» Пока у меня это
получается! Я 2011 году летом, я устроила дома «лагерную смену» для особых
подружек, к нам в гости на целую неделю приехали три ее подружки- Полина
Бакина, Диана Панько и Катя Лобанова. Юля была моей помощницей и вожатой, она
ходила с ними гулять Ксюшу, Диану и Полину садили на велосипеды, Катю в коляску
и Юля шла с ними гулять! Ее ни сколько не смущает такая компания! Юля молодец,
я называю ее сестрой милосердия! Во дворе дома мы почти каждый день жарили
сосиски или куриные шашлыки и все вместе играли в лото! Дома они играли в
настольные игры, смотрели кино, слушали музыку и просто общались. Вечером я
надувала большой матрас и все укладывались спать! Девочкам вместе было очень
весело, и они не хотели разъезжаться по домам! Я хочу сделать такие встречи
традицией и чтобы девочки могли приезжать к нам гости на неделю каждый год!
Есть много
способов решить проблему дефицита общения детей с ограниченными возможностями и
это видно по нашим примерам. У Ксюши дефицита общения нет! Каждый родитель
может осмотреться и подумать, что можно сделать для того, что ребенок
полноценно общался. На самом деле это не
так уж и трудно.
|